Марс: Город Инков и пауки в объективе орбитальных спутников

Город Инков Автор: ESA/DLR/FU Berlin (CC BY-SA 3.0 IGO)

Согласно последним наблюдениям орбитального аппарата Mars Express Еврейского космического агентства, на Марсе были обнаружены своеобразные «паукообразные» образования, особенно в южном полярном регионе около области, известной как Город инков. Эти интригующие геологические особенности, сформированные сезонной сублимацией углекислого газа, предлагают ценную информацию об уникальных поверхностных процессах и динамике климата Красной планеты.

Формирование этих уникальных марсианских особенностей начинается зимой, когда на поверхности накапливается лед из углекислого газа. С приходом весны солнечный свет нагревает лед, заставляя углекислый газ сублимироваться из твердого состояния в газообразное.

Этот процесс создает давление под слоем льда, что в конечном итоге приводит к извержениям через трещины на поверхности. Эти извержения, похожие на гейзеры, переносят темную пыль и почву, которые оседают обратно, создавая характерные паукообразные узоры.

Давление газа нарастает подо льдом толщиной до 1 метра.

Извержения могут образовывать высокие фонтаны или гейзеры.

Темный материал, переносимый газом, создает пятна размером от 45 м до 1 км в поперечнике.

Процесс вырезает характерные паукообразные узоры подо льдом.

Эти уникальные марсианские образования делятся на два различных типа: один с выпуклым центром и короткими ножками, а другой с более крупным центром и длинными тонкими ножками.. Некоторые паучьи структуры соединяются, образуя сложные чешуйчатые узоры.

Темные пятна, созданные этими образованиями, могут иметь ширину от 45 метров до 1 километра. Интересно, что процесс, который формирует этих пауков, может также создавать веерообразные образования, называемые сезонными полярными веерообразными отложениями, которые находятся под влиянием приповерхностных ветров на Марсе и исчезают во время марсианского лета..

Марсианские «пауки», запечатленные орбитальным аппаратом ExoMars Trace Gas Orbiter Европейского космического агентства. Автор: ESA/TGO/CaSSIS

Город инков, официально известный как Angustus Labyrinthus, — это захватывающий регион вблизи южного полюса Марса, где наблюдалось множество подобных паукообразных образований. Для этого района характерна линейная, почти геометрическая сеть хребтов, напоминающих руины инков, отсюда и его прозвище.

Происхождение города Инка, обнаруженного в 1972 году зондом NASA Mariner 9, остается загадкой. Ученые предполагают, что это могло быть результатом превращения песчаных дюн в камень с течением времени, просачивания материала через трещины марсианской породы или даже «эскеров» — извилистых структур, связанных с ледниками.. Регион, по-видимому, представляет собой часть большого круга диаметром около 86 км, возможно, находящегося внутри древнего ударного кратера..

Эти уникальные образования дают ценную информацию о сезонных изменениях и атмосферной динамике Марса. Изучая паукообразные узоры, ученые могут лучше понять цикл углекислого газа на планете и его влияние на поверхностные процессы.Наблюдения этих особенностей, проводимые аппаратом ExoMars Trace Gas Orbiter, способствуют достижению основной цели миссии — оценке сезонных изменений в составе атмосферы Марса, помогая создавать точные модели марсианской погоды . Кроме того, изучение этих образований помогает исследователям понять геологическую историю планеты и климатические закономерности, открывая окно в прошлое и настоящее состояние окружающей среды Марса..

Angustus Labyrinthus представляет собой строгую сеть хребтов и каньонов, которые придерживаются линейных и геометрических форм. Эти образования могут быть результатом различных геологических процессов, таких как эрозия, тектоника плит или даже вулканическая активность. Ученые предполагают, что подобные структуры возникли в результате взаимодействия воды и льда в прошлом.

Название «город инков» связано с тем, что некоторые из этих геологических форм напоминают руины древних цивилизаций на Земле, особенно архитектуру инков в Перу. Это приводит не только к визуальному сходству, но и вызывает вопросы о возможных аналогиях в развитии цивилизаций на разных планетах.

Регион Angustus Labyrinthus стал объектом интереса для различных дальностей миссий, таких как Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) и Mars Express. Эта миссия помогла множеству данных на поверхности Марса и помогла ученым лучше понять его геологическую историю.

НАСА интересуют следы древних цивилизаций на Марсе

Смотрите видео по теме

Некоторые исследователи выдвигают гипотезы о том, что аналогичные регионы могли бы поддерживать жизнь в прошлом или даже сейчас. Наличие водяного льда под поверхностью может создать условия для освещения наблюдателей.

В будущем планируются дальнейшие исследования Angustus Labyrinthus с помощью новых марсоходов и орбитальных аппаратов. Это поможет получить более подробную информацию о составе земли и атмосферы региона.

Ангустус Лабиринт — это не только интересный объект для изучения с точки зрения геологии, но также важный элемент в поисках ответов на вопросы о жизни на других планетах.

Что еще почитать